Музеи Тулы Туры в Тулу Экскурсии из Тулы в Москву

Туризм в Туле/ достопримечательности Тульской области/ Достопримечательности Одоева и Одоевского района

Достопримечательности  Одоева  и  Одоевского  района

Достопримечательности  Одоева  и  Одоевского  района

Алексинский район
Арсеньевский район
Белёвский район
Богородицкий район
Венёвский район
Воловский район
г.Донской
Дубенский район
Ефремовский район
Заокский район
Каменский район
Кимовский район
Киреевский район
Куркинский район
Ленинский район
Новомосковский район
Плавский район
Суворовский район
Тёпло-Огарёвский район
Узловский район
Чернский район
Щёкинский район
Ясногорский район

 Исторический очерк

     Одоев — один из старейших городов тульского края, известен с XIV в. Территория, на которой он был основан, первоначально входила в Черниговское княжество, затем — в Новосильское, позднее была завоевана Литвой. В ХIV-ХVI вв. Одоев являлся центром служилого Одоевского княжества. Одоевские князья отличились во многих исторических сражениях, в конце XV — начале XVI в. вместе со своими владениями перешли на службу к московским царям.
     В ХVI-ХVII вв. Одоев — укрепленный город на южных границах Русского государства. Для сооружения крепости был выбран крутой, похожий на скалу мыс на левом берегу Упы, образованный впадением в нее речки Сухой Хлевенки. Позднее здесь возвели Воскресенский собор. Сейчас место старого города — Соборная гора над Упой — превращено в заповедную зону. Отсюда открывается вид на находящуюся на противоположном берегу церковь знаменитого Анастасова монастыря.
     В XVIII в. Одоев приписывался к Смоленской, Московской, Калужской губерниям; в 1777 г. вместе с уездом вошел в состав Тульской губернии. В XIX в. большие выгоды давала ему судоходная Упа, по которой сплавлялись барки, поднимавшие до 5 тыс. пудов груза каждая. Главными предметами торговли были хлеб, который шел на винокуренные заводы, и пенька, доставлявшаяся в Белев. С прекращением судоходства торговые и промышленные обороты города значительно уменьшились, тем более что он остался в стороне от Московско-Курской железной дороги. Одоевцы занимались в основном садоводством и огородничеством.
     Одоевская земля сохранила множество памятников различных эпох. Уникальные экспонаты по истории Одоева и района собраны в районном краеведческом музее.
     Монастыри, в районе есть замечательный памятник истории и культуры — Рождества Пресвятой Богородицы Анастасов мужской монастырь, расположенный в селе Анас-тасово. Он был основан в первой половине XVI века князьями Воротынскими — Михаилом и Александром Ивановичами и наименован Анастасовым в память их матери Анастасии. Монастырь находится на правом берегу Упы, который постепенно возвышается и представляется из Одоева массивным пятиглавым зданием с каменными столбами и крытой галереей на толстых подпорках со сводами. Пять глав принадлежат храму Рождества Богородицы, возведенному в 1669-1675 гг.

 

В 1786 г. монастырь был упразднен, а храм передан в приход села Анастасово. Ныне он возрождается в качестве действующего мужского монастыря и реставрируется.
Одним из старых поселений одоевской земли, находящимся в 8 км от Одоева, является с. Филимоново - один из древнейших гончарных и игрушечных центров России, истоки которого восходят еще к неолитической Белевской культуре. По некоторым местным преданиям, художественный промысел получил свое название от основателя деревни гончара Филимона.

 

 

Филимоновская игрушка

     Игрушке, которая родом из старинного села Филимонова Одоевского района уже много лет.Промысел игрушки возник в середине 19 века в среде местных гончаров, однако есть сведения, что возраст игрушки значительно больше - около семьсот лет.
     Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с 16 в. производили гончарную посуду, продавая ее на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

      На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины – «синьки» При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.
      Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей - монолитные, скупые на детали - близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» - сценка свидания влюбленных.
      Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога - круглые завитки-баранки, у коровы - полумесяцем торчат вверх, у оленя - как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдаленно напоминает медвежью. Роспись игрушекФилимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры - малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета - игрушки получаются яркими и веселыми.
     Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент.
     Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой - крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесенный без определенной схемы, создает броский пестрый декор.
     Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале 20 в., но оставалось несколько мастериц не бросавших своего ремесла. В 1960-х гг. усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.
     С 1998 года вблизи Филимонова проводится ставший с тех пор традиционным фестиваль народного творчества «Поляна», собирающий учащихся, студентов, художников и народных мастеров из разных уголков страны. Проводятся мастер-классы, идет обмен мнениями, идеями. "Поляна" по популярности, пожалуй, уже не уступит проводимым в соседнем Арсеньевском районе праздникам «Песни родины Даргомыжского» или «Тургеневскому лету» , что проходит в Чернском районе. Древнему промыслу -жить. История филимоновской игрушки, несмотря на все Трудности и проблемы, продолжается и, хочется верить, будет продолжаться еще не одно столетие.

 Помимо  Филимоновской игрушки в Одоевском районе есть Усадьба генерала Мерковича.